МКБ «Искра»

История

   Свою историю МКБ «Искра» ведет от первых довоенных отечественных самолетных конструкторских бюро, располагавших бригадами по проектированию образцов авиационного вооружения, а также специальных оружейных КБ. Так, в 1937 году было создано специализированное ОКБ и при нем завод № 145. Главным конструктором ОКБ был назначен Иван Иванович Картуков. В этот период коллектив ОКБ создавал образцы специального авиационного вооружения. К таковым в предвоенные годы относились приборы и боеприпасы для применения с самолетов боевых химических веществ, зажигательных средств и постановки дымовых завес. После начала Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, завод № 145 был эвакуирован в город Куйбышев. В этот период завод изготавливал крайне необходимые авиации контейнеры для залпового бомбометания. Кроме того, по заданию Государственного комитета обороны СССР в условиях дефицита авиационных материалов был разработан, изготовлен и испытан образец бомбодержателя для самолета У-2.
   В конце 1942 года из эвакуации была возращена часть конструкторов и рабочих, которые разместились в поселке Костино (Болшево) на базе спецпредприятия НКВД, которое было преобразовано в филиал завода № 145. Предприятие выпускало силовые элементы конструкций ряда самолетов. Зимой 1943 года филиал был преобразован в завод № 455. Летом 1943 года на эту площадку из Куйбышева переехало ОКБ, руководимое И.И. Картуковым. В 1946 году Приказом министра авиационной промышленности СССР М.В. Хруничева (№ 148с от 22 марта 1946 года) на площадях бывшего ОКБ Лавочкина на Ленинградском проспекте был организован специальный опытный завод по реактивному вооружению самолетов и пиротехническим самолетным установкам. Созданное предприятие получило наименование завод № 81 (с марта 1966 года Московский машиностроительный завод «Искра» Министерства авиационной промышленности). В состав завода входили два КБ и опытное производство. Директором и главным конструктором завода был назначен И.П. Шебанов, а заместителем директора и начальником ОКБ стал И.И. Картуков.
   ОКБ работало по тематике, связанной с новыми направлениями вооружения. Проектирование двигательных установок для образцов управляемого ракетного вооружения дало толчок к созданию и развитию новых технологий и материалов. ОКБ под руководством главного конструктора И.И. Картукова разрабатывало и внедряло в серийное производство изделия по техническим заданиям генеральных конструкторов самолетов: А.Н. Туполева, А.И. Микояна, С.В. Ильюшина, П.О. Сухого, А.С. Яковлева, Г.М. Бериева; ракетных комплексов – С.П. Королева, М.К. Янгеля, В.Н. Челомея, П.Д. Грушина, А.Я. Березняка, М.Р. Бисновата, И.И. Торопова, В.Н. Бугайского и др.; разработчиков катапультных кресел – С.М. Алексеева, Г.И. Северина; разработчиков надводных кораблей и подводных лодок – Н.Н. Исанина, И.Д. Спасского.
Разработало и сдало на вооружение свыше 200 видов ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ), нашедших применение в системах различного назначения (зенитных, тактических, баллистических, авиационных, морских и космических).
   Основную продукцию военного назначения составляли РДТТ и газогенераторы для ракет класса «воздух–воздух», «воздух–поверхность». В активе конструкторов МКБ «Искра» двигатели к широко известным опытным и серийным авиационным ракетам: Р-8М, Р-4, Р-98, Р-40, Р-46, Р-13, Р-13М, Р-73, К-60, К-27, К-27Э, Х-66, Х-23, Х-25, Х-27, Х-31, Х-29, Х-58, Х-59; газогенераторы, стартовые и маршевые двигатели практически ко всем отечественным противокорабельным ракетам, а также стреляющие механизмы в составе систем катапультирования пилотов самолетов и вертолетов и стартовых двигателей для военных самолетов КБ Ильюшина, КБ Туполева, КБ Сухого, КБ Микояна, КБ Яковлева, противоштопорные ракеты и испытания их новых образцов.
Специалисты конструкторского бюро успешно выполняли задание по созданию РДТТ для системы разделения ступеней ракет-носителей (РН). Первой разработкой МКБ «Искра» явились двигатели разделения ступеней ракеты УР-100.
   Особое внимание уделялось работам по созданию газогенераторов для продувки балластных цистерн при аварийном всплытии подводных лодок. Одно из важных направлений работы МКБ «Искра» – проектирование и изготовление двигателей, входящих в состав систем аварийного спасения и мягкой посадки пилотируемых космических кораблей «Восток», «Восход» «Союз», многоразовых комплексов «Алмаз» и «Буран».
   На сегодняшний день МКБ «Искра» является основным разработчиком двигателей мягкой посадки (ДМП) возвращаемых космических аппаратов, беспилотных летательных аппаратов, средств десантирования грузов и техники. За разработку изделий спецтехники 12 февраля 1985 года Указом Президиума Верховного Совета СССР МКБ «Искра» награждено орденом «Знак Почета», а 25 февраля 2011 года Распоряжением Правительства РФ – Почетной грамотой Правительства Российской Федерации.
Отмечая заслуги главного конструктора, его большой вклад в развитие спецтехники и становление предприятия Московскому машиностроительному конструкторскому бюро «Искра» 3 декабря 2002 года при акционировании было присвоено имя Ивана Ивановича Картукова. С этого времени предприятие стало именоваться Открытым акционерным обществом (с 21 марта 2015 года – Акционерным обществом) «Машиностроительное конструкторское бюро «Искра» имени Ивана Ивановича Картукова. В 2016 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации к АО «МКБ «Искра» присоединяется ОАО «Горизонт».
   За создание изделий на высоком техническом уровне многие сотрудники предприятия удостоены государственных наград, премий и почетных званий. АО «МКБ «Искра» имени И.И. Картукова» успешно развивается. В городском округе Химки построен современный производственный комплекс, оснащенный новейшим оборудованием, позволяющим изготавливать самую технически сложную продукцию, используя передовые технологические решения.
   Технические  и экономические  службы  укомплектованы оборудованием, обеспечивающим эффективную работу коллективов. Для привлечения производственных рабочих и технических специалистов построены и введены в эксплуатацию хорошо оборудованные современные общежития и гостиница, расположенные рядом с вновь построенным производством.
   В перспективных планах развития АО «МКБ «Искра» предусмотрено расширение производственной и испытательной базы, в результате чего можно будет решать сложнейшие задачи, возникающие при разработке и обработке новых перспективных изделий.
 

Об Иване Ивановиче Картукове

 Иван Иванович Картуков– один из основателей и первый Главный конструктор предприятия.

Иван Иванович Картуков

   Родился 27 (13) октября в 1904 год в городе Орле в семье простого рабочего. В 11 лет поступил на орловский снарядный завод подручным слесаря. В 17 лет в связи с закрытием завода поступил на 1-й Пролетарский машиностроительный завод, а через год пришлось перейти работать грузчиком на станцию Орел Московско-Курской железной дороги. В 1920 году добровольцем ушел в Красную Армию. По окончании кавалерийских курсов Иван Иванович был направлен в летучий отряд особого назначения орловско-Витебской железной дороги. После расформирования отряда поступил работать слесарем на машиностроительный завод имени Медведева. В 1926 году был откомандирован на учебу на рабфак в городе Ленинграде, а сразу после его окончания на-правлен в Москву, в МВТУ им. Н.Э.Баумана. Учебу на механическом факультете МВТУ совмещал с работой конструктором по авиавооружению в ЦАГИ и ОКБ Ильюшина.
   На известный авиационный завод №39 НКАП С.В.Ильюшина он пришел прекрасно подготовленным специалистом. В 1937 году с должности начальника бригады вооружения ЦКБ Ильюшина, по рекомендации С.В.Ильюшина и А.Н.Туполева, Иван Иванович Картуков был назначен Главным конструктором по авиавооружению только что созданного специализированного ОКБ на заводе №145 имени С.М.Кирова. Здесь Иван Иванович занимался вопросами разработки и выпуска специальных вооружений самолетов: выливных авиационных приборов, универсальных химических приборов, а также кассет для авиационных бомб малого и среднего калибра. 21 сентября 1940 года указом И.В.Сталина И.И.Картукову в числе 25 лучших специалистов авиационной промышленности была присвоена научная степень кандидата технических наук без защиты диссертации. В октябре 1941 года завод №145 был эвакуирован в город Куйбышев (станция Красная Глинка). Летом 1942 года в подмосковном Болшеве на базе трудовой коммуны был создан филиал эвакуированного завода №145. Сюда была возвращена небольшая группа инженеров и рабочих, а через год на площадку, которая к этому времени стала называться заводом №455 НКАП, переехало и ОКБ, руководимое Иваном Ивановичем. В 1946 году ОКБ Картукова переехало на новое место, освободившееся от самолетного ОКБ Лавочкина, на Ленинградский проспект, где и находится по сей день.
   В первые годы деятельности предприятия Иван Иванович разрабатывал и создавал стреляющие механизмы для катапультирования кресел экипажей самолетов, в том числе 3М и М-4 В.И.Мясищева. В начале 1950-х годов КБ завода приступило к разработке пороховых реактивных двигателей для ракет класса «воздух-воздух», «воздух-земля», «берег-корабль» и «корабль-корабль», а также двигателей первых ступеней зенитных управляемых ракет. В дальнейшем по мере приобретения опыта под руководством Ивана Ивановича были выполнены работы по разработке новых средств спасения экипажей самолетов, космических кораблей, а также мягкой посадки спускаемых аппаратов. Особое внимание было обращено на создание газогенераторов, используемых в системах аварийного спасения подводных лодок и системах запуска двигателей летательных аппаратов. За прошедшее время было сдано на вооружение более 200 видов твердотопливных двигателей и газогенераторов. Многие изделия, разработанные под руководством Ивана Ивановича, находятся на вооружении и в эксплуатации до сих пор. Иван Иванович Картуков – автор более 50 изобретений, дважды кавалер ордена Красной Звезды, награжден двумя орденами Ленина, орденом «Знак Почета», орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд». В 1942 году стал лауреатом Сталинской премии, в 1965-м – Ленинской, а в 1985-м ему было присвоено звание лауреата Государственной премии. Иван Иванович работал Главным конструктором до 1987 года и, будучи на пенсии охотно делился опытом с молодыми специалистами. Умер Иван Иванович 22 июня 1991 года и похоронен на Троекуровском кладбище г.Москвы.

   В честь столетия со дня рождения Ивана Ивановича Картукова, учитывая его неоценимый вклад в развитие российской спецтехники, Федерация космонавтики России учредила памятную медаль.