МКБ «Искра»

История

АО «МКБ «Искра» имени И.И.Картукова» организовано в 1946 году в соответствии с приказом ГКАТ от 22 марта 1946 года на базе опытно-конструкторского бюро Главного конструктора тов. Картукова И.И., работавшего в системе авиационной промышленности с 1936 г., и первоначально именовалось Государственный союзный завод №81.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 08 сентября 1964 года и приказом Министра авиационной промышленности от 30 апреля 1966 года Опытный государственный завод №81 переименован в Московский машиностроительный завод «Искра».

Приказом Министра авиационной промышленности от 22 июня 1990 года завод переименован в «Машиностроительное конструкторское бюро «Искра» (ГП МКБ «Искра»).

В 2002 г. ГП МКБ «Искра» преобразовано в открытое акционерное общество «Машиностроительное конструкторское бюро «Искра» имени И.И.Картукова» и вошло в состав открытого акционерного общества «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (бывшее ГНПЦ «Звезда-Стрела»).

Предприятие за заслуги в создании новой техники 12 февраля 1985 г. награждено орденом «Знак Почета».

Несколько сот работников предприятия за время его существования награждены орденами и медалями, многие удостоены почетных званий.

Особо отличившиеся стали лауреатами Ленинской премии, Государственной премии, премии Правительства РФ.

В связи с 65-летием со дня основания (22 марта 2011 г.) и за заслуги АО «МКБ «Искра» имени И.И.Картукова» награждено Почетной грамотой Правительства РФ за большой вклад в развитии авиационной промышленности

Об Иване Ивановиче Картукове

 Иван Иванович Картуков– один из основателей и первый Главный конструктор предприятия.

Иван Иванович Картуков

Родился 27 (13) октября в 1904 год в городе Орле в семье простого рабочего. В 11 лет поступил на орловский снарядный завод подручным слесаря. В 17 лет в связи с закрытием завода поступил на 1-й Пролетарский машиностроительный завод, а через год пришлось перейти работать грузчиком на станцию Орел Московско-Курской железной дороги. В 1920 году добровольцем ушел в Красную Армию. По окончании кавалерийских курсов Иван Иванович был направлен в летучий отряд особого назначения орловско-Витебской железной дороги. После расформирования отряда поступил работать слесарем на машиностроительный завод имени Медведева. В 1926 году был откомандирован на учебу на рабфак в городе Ленинграде, а сразу после его окончания на-правлен в Москву, в МВТУ им. Н.Э.Баумана. Учебу на механическом факультете МВТУ совмещал с работой конструктором по авиавооружению в ЦАГИ и ОКБ Ильюшина.

На известный авиационный завод №39 НКАП С.В.Ильюшина он пришел прекрасно подготовленным специалистом. В 1937 году с должности начальника бригады вооружения ЦКБ Ильюшина, по рекомендации С.В.Ильюшина и А.Н.Туполева, Иван Иванович Картуков был назначен Главным конструктором по авиавооружению только что созданного специализированного ОКБ на заводе №145 имени С.М.Кирова. Здесь Иван Иванович занимался вопросами разработки и выпуска специальных вооружений самолетов: выливных авиационных приборов, универсальных химических приборов, а также кассет для авиационных бомб малого и среднего калибра. 21 сентября 1940 года указом И.В.Сталина И.И.Картукову в числе 25 лучших специалистов авиационной промышленности была присвоена научная степень кандидата технических наук без защиты диссертации. В октябре 1941 года завод №145 был эвакуирован в город Куйбышев (станция Красная Глинка). Летом 1942 года в подмосковном Болшеве на базе трудовой коммуны был создан филиал эвакуированного завода №145. Сюда была возвращена небольшая группа инженеров и рабочих, а через год на площадку, которая к этому времени стала называться заводом №455 НКАП, переехало и ОКБ, руководимое Иваном Ивановичем. В 1946 году ОКБ Картукова переехало на новое место, освободившееся от самолетного ОКБ Лавочкина, на Ленинградский проспект, где и находится по сей день.

В первые годы деятельности предприятия Иван Иванович разрабатывал и создавал стреляющие механизмы для катапультирования кресел экипажей самолетов, в том числе 3М и М-4 В.И.Мясищева. В начале 1950-х годов КБ завода приступило к разработке пороховых реактивных двигателей для ракет класса «воздух-воздух», «воздух-земля», «берег-корабль» и «корабль-корабль», а также двигателей первых ступеней зенитных управляемых ракет. В дальнейшем по мере приобретения опыта под руководством Ивана Ивановича были выполнены работы по разработке новых средств спасения экипажей самолетов, космических кораблей, а также мягкой посадки спускаемых аппаратов. Особое внимание было обращено на создание газогенераторов, используемых в системах аварийного спасения подводных лодок и системах запуска двигателей летательных аппаратов. За прошедшее время было сдано на вооружение более 200 видов твердотопливных двигателей и газогенераторов. Многие изделия, разработанные под руководством Ивана Ивановича, находятся на вооружении и в эксплуатации до сих пор. Иван Иванович Картуков – автор более 50 изобретений, дважды кавалер ордена Красной Звезды, награжден двумя орденами Ленина, орденом «Знак Почета», орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд». В 1942 году стал лауреатом Сталинской премии, в 1965-м – Ленинской, а в 1985-м ему было присвоено звание лауреата Государственной премии. Иван Иванович работал Главным конструктором до 1987 года и, будучи на пенсии охотно делился опытом с молодыми специалистами. Умер Иван Иванович 22 июня 1991 года и похоронен на Троекуровском кладбище г.Москвы.

В честь столетия со дня рождения Ивана Ивановича Картукова, учитывая его неоценимый вклад в развитие российской спецтехники, Федерация космонавтики России учредила памятную медаль.